М е н ю

Социальная позиция церкви

1. Веротерпимость.

В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования, идеологическое противостояние. В повседневной жизни она выражается в фанатизме и ксенофобии, а в государственном масштабе – в расовой дискриминации, преследовании по национальному или религиозному признаку, нарушении демократических свобод. Церковь осуждает проявление вражды по отношению к людям в связи с их убеждениями и взглядами. Христиане и все люди доброй воли должны признавать право любого человека иметь собственное мировоззрение. Диалог всегда лучше противостояния. Люди должны научиться приходить к согласию без взаимных оскорблений, без ненависти и злобы обсуждать различные точки зрения. Цель диалога -¬ не достижение единомыслия, что зачастую влечет за собой унизительное подчинение всех некоей господствующей идеологии, а равноправное и уважительное партнерство. Толерантность по отношению к чужим убеждениям – лучшая профилактика всякого рода экстремизма. Церковь вносит свой вклад в воспитание духа толерантности, способствуя тем самым укреплению мира и стабильности в обществе. Ради этого мы организуем специальные акции, издаем литературу, призывая сограждан уважать свободу вероисповедания, развиваем межконфессиональное сотрудничество. Важную роль в этом могут сыграть духовные учебные заведения.

2. Равенство наций.

Великим заблуждением было бы полагать, будто какая либо страна пользуется особым расположением Бога, потому что ее народ исповедует ту или иную религию. Ни один народ не может претендовать на особое Божие благоволение или быть уверенным, что национальные успехи являются естественным результатом его исключительной праведности. Опасность подобных утверждений состоит в том, что они служат основанием для предпочтения той или иной религии или конфессиональной организации за счет дискриминации других, для инициирования соответствующих вероисповедных законов, порой считая такие действия частью «божественного поручения». Библия учит, что «праведность возвышает народ» (Притч. 14:34). Церковь поддерживает тезис, закрепленный в ст. 19 Конституции РФ, который гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, национальности или религиозной принадлежности. «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деяния 17:26).

3. Межэтнические отношения.

Россия – многонациональная страна, и добрые взаимоотношения между ее народами – важный фактор социальной стабильности, гражданского согласия и мира. Церковь, основываясь на Слове Божьем, не делит народы на малые и большие, более или менее значимые. Она призывает к терпимости и уважению к людям, независимо от их национальной принадлежности и религиозного выбора. Церковь с уважением относится к культуре того или иного народа, тех или иных этнических общностей, побуждая верующих проявлять уважение и интерес к их менталитету и культурным ценностям. Примечательной и поучительной в этом отношении для нас является позиция апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» (1 Кор. 9: 22).

4. Любовь к родине.

С точки зрения Церкви, любовь к родине выражается, прежде всего, в деятельности, направленной на повышение уровня благосостояния страны и общества. «И заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу, ибо при благосостоянии его и вам будет мир» (Иеремия 29:7). Мы ценим наше историческое и культурное наследие, утверждающее непреходящие духовные и нравственные ценности. Являясь частью народа России, мы своим созидательным служением вносим вклад в наше общее благоденствие.

5. Церковь и государство.

Государство – институт, установленный Богом, с целью поддержания порядка в обществе.

6. Повиновение властям.

Церковь считает для себя обязательным исполнение законов страны. Однако, если государственная власть, вопреки своему предназначению, перестает служить общественному благу, принимает законы, запрещающие свободное богослужение и проповедь Евангелия или же побуждающие верующих к аморальным действиям (Деян.4: 19), Церковь оставляет за собой и своими членами право поступать согласно своей совести и принципам, заложенным в Евангелии.

7. Церковь и общественно- политическая жизнь.

Бог отвел Церкви определенную роль в обществе, Церковь обладает вечным, заповеданным Богом законом и духовными ценностями. Миссия Церкви — распространять Царство Небесное на земле и Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. Это, однако, не означает, что верующие люди отделены от жизни общества и не могут, служить на пользу общества и государства, в том числе, и участвуя в политической деятельности. Христианам, занимающим ответственные должности в государственных учреждениях или избранным в представительные органы власти, предоставляется возможность использовать свои дары и таланты для блага всего общества, «все делать во славу Божью» (1Кор. 10:31). Апостол Павел пишет: «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу» (Кол. 3:23-24). В Библии есть немало примеров того, как верующие, занимая важные посты в государстве, становились благословением для страны. (Быт. 41:41, Дан. 6:1-3).

8. Участие в выборах и референдумах.

В демократическом обществе выборы – единственный законный способ формирования органов государственной власти, поскольку в них находит выражение воля народа. Церковь не агитируют своих членов голосовать в чью-либо пользу, но советуют каждому поступать по велению своей совести. Решение, за кого должно приниматься с молитвой и основываться на том, что будет самым лучшим для страны, для сохранения свободы и для распространения Евангелия. Христиане также могут использовать свое право принимать участие в референдуме, особенно, когда это дает возможность поддержать религиозную свободу, веротерпимость или другие позитивные решения социальных и нравственных вопросов.

9. Предвыборная кампания и агитация.

В ходе предвыборных кампаний Церковь остаётся в стороне от политической борьбы, занимают нейтральную позицию. Кафедры, церковные богослужения не должны использоваться для предвыборной агитации. Священнослужители должны воздерживаться от любой политической деятельности и уделять основное внимание своим обязанностям в Церквах. Апостол Павел дал совет молодому служителю Тимофею относительно опасности мирских отвлечений: «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2 Тим. 2:4). Верующий самостоятельно принимает решение о своем участии в политической деятельности. Однако, включаясь в избирательную кампанию с целью стать депутатом, он должен строго придерживаться норм закона и христианской морали.

10. Иные религии.

Каждая религия — христианство, ислам, иудаизм, буддизм и другие — имеет свой взгляд на Бога и Вселенную, человека, его жизнь и смерть. Мы считаем, что для достижения мира в обществе необходимо стремиться к воспитанию в людях толерантности по отношению к представителям различных мировоззрений. К сожалению, в ходе истории многие пострадали из-за религиозной нетерпимости.Мы призваны к миру, гармонии, терпимости и уважению к последователям различных религиозных убеждений, ко всем людям доброй воли, каков бы ни был их мировоззренческий выбор. Основываясь на Библии, мы верим, что все люди сотворены по образу и подобию Божьему, для Его славы, и что после грехопадения Бог Сам предложил путь спасения через Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому христиане призваны делиться со всеми людьми вверенной им истиной, не оскорбляя ни чьих религиозных чувств.

11. Отношение к оккультизму.

Признавая за каждым человеком право на свободный выбор, мы констатируем, что оккультизм (гадание, колдовство, экстрасенсорика, ясновидение, чародейство и другие практики, основанные на черной или белой магии) учит верить той лжи, которую произнес дьявол в Едемском саду: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:4).
История творения и грехопадения, записанная в Книге Бытие, предостерегает от коварных сил оккультизма. Оккультисты убеждены, что все дороги ведут к Богу. Подобные взгляды противоречат библейскому учению: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мтф.7:13-14). «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин.14:6). Библия осуждает спиритизм. Ни апостолы, ни Господь Иисус Христос не были оккультистами. (См. Исх.22:18; Лев.19:31; Ис.29:4 и др.). Оккультисты не принимают Благую весть Евангелия. Их учение основано на дьявольской лжи о том, что все мы – боги, и спастись можно собственными усилиями. Апостол Павел опровергает такие утверждения. Он говорит, что все мы грешники, и никто не может спастись своими делами. Бог предлагает нам праведность. Только приняв Его предложение, мы сможем исполниться истинного мира. Библия предостерегает людей об опасности, которая скрывается под маской оккультизма, потому что за ним стоят темные силы. Обращение к оккультной практике есть выражение человеческой непокорности Богу и одна из опаснейших форм идолопоклонства.

12. О послушании закону.

Церковь неизменно призывают своих последователей быть законопослушными гражданами земного отечества. Во всем, что касается земного порядка вещей, христианин обязан повиноваться законам, независимо от степени их совершенства. Однако, когда требование закона противоречит убеждениям верующего, толкает его к вероотступничеству или совершению иного несомненного греха перед Богом и ближними, за христианином остается право действовать в соответствии со своими убеждениями: «Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом ¬ слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян.4:19¬-20). В случае невозможности законным способом отстоять свои права верующий, в согласии с собственной совестью, внутренними этическими нормами и убеждениями, может следовать своей вере, страдая ради Господа.

13. Личная и семейная нравственность.

Каждый человек несет ответственность за свой образ жизни не только перед Богом и близкими, но и перед всем обществом. Откровенно аморальный образ жизни оказывает отрицательное влияние на окружающих, особенно на детей и подростков, у которых личная система ценностей еще только формируется — «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мтф.18:7). Церкви решительно выступают против распространения порнографии, популяризации внебрачных и добрачных связей и половых извращений. Мы считаем особенно вредной пропаганду таких взглядов в школьных программах сексуального просвещения. Мы считаем необходимым ввести более жесткие законодательные нормы, запрещающие распространение эротики и порнографии, как через печатные издания, так и через кинопродукцию.

14. Брак, семья.

Мы считаем, что мужчины и женщины являются равноценными человеческими существами и равноправными членами общества, поэтому являемся противниками любых форм унижения и дискриминации женщин в обществе. Важнейшей задачей, на наш взгляд, является восстановление уважительного отношения к женщине как жене и матери. Брак по воле Божьей должен быть построен на абсолютной верности и должен быть нерасторжим до смерти одного из супругов. » Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк.10:6¬9).
Расторжение брака (развод) является трагедией и грехом, причиняя страдания не только супругам, но и) детям. В то же время мы считаем прелюбодеяние (неверность супруга) допустимым основанием для развода. Поскольку Бог установил брак как союз мужчины и женщины, а также, исходя из того, что Библия осуждает гомосексуальное поведение как противоестественное и унижающее лучшее творение Бога, мы не считаем приемлемой регистрацию «браков» гомосексуальных пар. Не приемлем мы и «усыновление» детей подобными » семьями».

15. Аборт.

В своей оценке намеренного прерывания беременности мы придерживаемся традиционного для христианской Церкви взгляда, приравнивающего аборт к преднамеренному убийству человеческого существа, созданного по Божьему образу и подобию (Быт.1:27; Пс.138:13¬16; Иов.31:15). Широкое распространение и оправдание абортов мы рассматриваем как явный признак моральной деградации современного общества и угрозу будущему человечества. Верность библейскому учению о человеческой жизни с самого момента ее зарождения несовместима с признанием «свободы выбора» женщины в распоряжении судьбой плода. Нередко женщины решаются на аборт из-¬за тяжелых жизненных обстоятельств, часто делающих воспитание ребенка неполноценным или невозможным. Поэтому мы считаем, что обязанностью церквей и государства является социальная помощь матери и ребенку. Ответственность за убийство не рожденного ребенка несет не только мать, но и отец, в случае его согласия на совершение аборта. То же касается и врача, делающего аборт.

16. Клонирование человека.

Любую попытку размножения человека, выходящую за рамки Божьего первоначального плана о Творении, мы считаем в корне недопустимой. Подобные деяния узурпируют место Бога как Творца и являются прямым вызовом Ему. Они лишают человека уникальности и свободы, низводя его до уровня материала для экспериментов. Клонирование человека извращает естественные основы деторождения, кровного родства, материнства и отцовства. Не менее опасными являются и психологические последствия клонирования, такие, как потеря личностью самоидентификации. Ведь человек из творения Божьего низводится до механической копии живущего или жившего человека. Даже клонирование изолированных клеток и тканей организма, хотя оно и не является посягательством на достоинство личности и в ряде случаев оказывается полезным в биологической и медицинской практике, должно осуществляться с непременным учетом этических аспектов подобных экспериментов. Каждое человеческое существо является уникальным творением Божьим (Пс. 138: 13-16).

17. Пересадка органов.

Другой получившей широкое распространение в наши дни практикой является пересадка органов и тканей (трансплантология). Несмотря на то, что мы верим в телесное воскресение из мертвых при Втором Пришествии нашего Господа Иисуса Христа, мы понимаем, что, по словам апостола Павла, «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1 Кор. 15:50). После смерти наши нынешние тела превратятся в прах, из которого они и были сделаны (Быт.3:19). Для будущей жизни они не нужны. Поэтому дарение своих тканей или органов после смерти может стать особым знаком проявления любви к ближнему, хотя такого рода дарение не может восприниматься как обязанность человека. Особым случаем является пересадка органов от живого донора. Подобный акт может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. В такой ситуации согласие на изъятие органа становится еще более ярким примером проявления сострадания. Однако потенциальный донор должен быть полностью информирован о возможных последствиях эксплантации органа для его здоровья. На наш взгляд, любовь и сострадание к ближнему являются единственными оправданными мотивами для трансплантации. Коммерциализация этого процесса в своей основе порочна и может привести к непредсказуемым последствиям.

18. Продление жизни и эвтаназия.

Мы как христиане осознаем, что день и час нашей кончины находятся в руках Господа. Поэтому продление жизни отдельных органов тела при наступлении клинической смерти далеко не всегда оправдано и, на наш взгляд, не является непременной обязанностью медицинского сообщества. Смерть, как и рождение, является естественной, хотя и печальной частью нашей нынешней жизни. Мы не одобряем сокрытие от пациента информации о его тяжелом состоянии под предлогом сохранения его душевного спокойствия. По сути, это лишает умирающего возможности осознания своих отношений с Господом и встречи с Ним, возможности переосмыслить свой жизненный путь, а также омрачает недоверием его отношения с близкими и врачами. Мы считаем, что человеческая жизнь является священным даром Господа, и только Он один имеет право распоряжаться ею. Из этого следует, что эвтаназия является формой убийства или самоубийства, то есть тяжким грехом перед Богом. Будучи уверенными в том, что сверхъестественное исцеление возможно в любое время, мы считаем, что за неизлечимо больных необходимо молиться, а также делать все, что в наших силах, чтобы облегчить их физические страдания.

19. Гомосексуализм и изменение пола (транссексуализм).

Писание недвусмысленно и неоднократно оценивает гомосексуальные половые связи как грубое искажение Божьего замысла относительно нашей жизни. Подобные отношения Бог называет «мерзостью» (Лев.20:13) и «срамной неестественной страстью» (Рим.1:26-27). Оно определенно дает знать, что «делающие подобное Царства Божьего не наследуют» (1 Кор.6:9-10). Писание учит, что единственно нормальной и естественной формой сексуальных отношений являются отношения между мужчиной и женщиной, состоящими в брачном союзе. Никакие гомосексуальные союзы не могут быть сопоставлены с этим. Мы осуждаем всякую пропаганду гомосексуализма. Такое явление, как транссексуальность, представляет собой еще одну разновидность полового извращения. Побуждения к изменению половой ориентации могут быть различны – чаще всего от болезненного осознания своей принадлежности другому полу. Духовно этому можно противостоять. Достигаемое хирургическим путем или с помощью гормональных средств изменение пола является, по сути, вызовом Богу Творцу, дарующему нам вместе с жизнью и половую принадлежность. Люди, перенесшие такую операцию, только усугубляли свою внутреннюю неудовлетворенность и жизненную неустроенность.

20. Отношение к лечебной медицине.

Лечение больного – одно из благороднейших занятий на земле. Церкви поддерживают деятельность как государственных, так и негосударственных медицинских и научно-исследовательских учреждений, направленную на оказание медицинской помощи, а также связанную с разработкой новых и совершенствованием уже существующих методов лечения. Вместе с тем, Церковь считает недопустимыми любые экспериментальные исследования на заключенных, психически и тяжелобольных, а также на детях, независимо от согласия родителей. Поддерживая традиционный принцип медицины «не навреди», Церковь предупреждает об опасности внедрения под прикрытием так называемой «альтернативной медицины» оккультно-магической практики, способной подвергнуть сознание и волю человека разрушительному влиянию демонических сил. Церковь считает приемлемыми те виды медикаментозного воздействия на организм, которые апробированы Министерством здравоохранения РФ и разрешены к применению Фармакологическим комитетом. Церковь не выступает против переливания крови и трансплантации органов, если по медицинским показаниям больной нуждается в данных операциях. Вместе с тем, мы считаем, что каждый пациент должен иметь право и реальную возможность не принимать те методы воздействия на свой организм, которые противоречат его религиозным убеждениям.

21. Отношение к физкультуре и спорту.

Церковь признаёт, что физкультура и спорт играют существенную роль в поддержании здоровья. Мы приветствуем любые начинания государства, частных лиц и организаций, направленные на развитие физической культуры, активного образа жизни и вовлечение как можно большего количества наших соотечественников в активные занятия физкультурой и спортом. Церковь считает, что одной из важнейших задач развития физической культуры и спорта является их гуманизация. Церковь не поощряет популяризацию тех видов спорта, которые связаны с неоправданным риском для жизни и здоровья, а также не отвечают этическим нормам, пропагандируют культ насилия и жестокости. Церковь осуждает использование спортивных достижений с целью унижения достоинства более слабой и незащищенной личности. Считает недопустимыми разрушительные для здоровья допинговые манипуляции и нанесение тяжелых увечий в некоторых видах спорта.

22. Отношение к табакокурению, алкоголизму, наркомании.

Среди наиболее распространенных факторов риска, серьезно влияющих на увеличение заболеваемости и смертности, следует назвать такие вредные и широко распространенные привычки как табакокурение, пьянство, употребление наркотиков. Церковь осуждает подобные привычки, так как они ведут к формированию зависимости и фактически разрушают человеческий организм. Алкоголь рассматривается как медленно действующий наркотик, вызывающий постепенно психическую и физическую зависимость и приводящий к трудно излечимому заболеванию – алкоголизму. Еще более пагубной является все более распространяющаяся наркомания – страсть, которая делает порабощенного ею человека крайне уязвимым перед темными силами. Церковь с состраданием относится к жертвам алкоголизма и наркомании и предлагают им духовную, профилактическую и реабилитационную поддержку в преодолении порока, ведя обширную просветительскую деятельность и открывая специализированные учреждения.

23. Отношение к психическим заболеваниям и психиатрии.

Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей поврежденности человеческой природы, связанной с грехопадением. У некоторых больных развиваются болезни и недуги, вызванные либо бесовским воздействием, либо ставшие следствиями поработивших человека страстей. В соответствии с этими различиями представляются одинаково неоправданными как сведение всех психических заболеваний к одержимости, что влечет за собой сомнительные процедуры изгнания злых духов, так и попытки лечения любых духовных болезней исключительно клиническими методами. В области психотерапии наиболее плодотворным оказывается сочетание пасторской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священнослужителя. Психическое заболевание не умаляет достоинства человека, он остается носителем образа Божия и нуждается в сострадании и помощи. Лечение душевнобольных должно осуществляться в атмосфере терпимости, безопасности и уважения к человеку. При выборе форм медицинского вмешательства следует руководствоваться принципом наименьшего ограничения свободы воли пациента. Церковь категорически осуждает использование психиатрии в политических целях. Никто не может быть помещен или содержаться в психиатрическом учреждении по причине религиозных, политических или иных убеждений.

24. Благотворительность.

Собственность предполагает служение ближним. Благотворительность – одно из ярких доказательств того, что люди являются распорядителями Божьей собственности. Священное Писание неоднократно призывает нас заботиться о нуждах тех, кто по разным причинам не может сам себя обеспечить (Втор. 24:19-22).

25. Война.

Мы считаем войну одним из самых трагических последствий грехопадения первых людей. Войны, ставшие неотъемлемой частью всей истории человечества, со всей ясностью демонстрируют глубокую испорченность человечества грехом. Исторический опыт человечества показывает, что развязывание войн чаще всего было вызвано такими пороками, как жажда наживы, тщеславие, ксенофобия, пренебрежительное отношение к человеческой жизни. Вооруженные конфликты несут неисчислимые бедствия и страдания не только непосредственным участникам, но и их родным и близким, а также гражданским лицам, проживающим в зоне военных действий. Кроме страданий, вызванных непосредственно военными действиями и связанными с ними моральными и имущественными потерями, зоны военных действий часто становятся местом, где совершаются многочисленные преступления против личности и имущества людей. Наконец, сами военные действия негативно сказываются на психологическом состоянии людей. Поэтому мы, безусловно, осуждаем любую пропаганду войны и действия, ведущие к ее развязыванию. Войны окончательно уйдут в прошлое лишь при окончании истории нашего греховного мира и установлении полноты Христова Царствования. Несомненно, Церковь ожидает наступления того времени, когда все народы «перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис.2:4).

26. Вооруженные силы и военная служба.

Не желая войны и стремясь к миру, мы, тем не менее, осознаем необходимость наличия вооруженных сил в нашей стране для обеспечения безопасности государства и его граждан. Считаем, что служба в вооруженных силах христиан является фактором, положительно влияющим на внутренний климат в войсках. Вместе с тем, мы с уважением и пониманием относимся к тем, кто, исходя из личных христианских и иных убеждений, предпочитают службу без оружия службе с оружием в руках. Важно, однако, чтобы альтернативная гражданская служба не воспринималась соответствующими должностными лицами как некая форма «наказания» за нежелание служить в армии по религиозным мотивам.

27. Борьба с преступностью.

Мы считаем, что каждый человек вне зависимости от религиозных и иных убеждений, социального или иного статуса обязан быть законопослушным гражданином своего государства, поскольку «власти от Бога установлены. Посему, противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13: 1-2). Кроме того, преступные деяния аморальны и каждый истинный христианин согласится со словами Псалтири: «дело преступное я ненавижу» (Пс.100:3). Преступные деяния являются, прежде всего, разновидностями греха, которые, как и все прочие грехи, проистекают из врожденной испорченности каждого человека, так как «… все согрешили и лишены славы Божией…» (Рим. 3: 23). Это ни в коей мере не оправдывает преступника, который довел себя до серьезного нравственного падения, но указывает на глубинные причины преступления, лежащие в духовной сфере человека. Исходя из такого понимания природы преступлений, мы считаем, что их профилактика, равно как и исправление уже вставших на преступный путь, должна включать в себя духовное оздоровление. Поэтому нам кажется целесообразным сотрудничество христианских Церквей с правоохранительными органами и органами исполнения наказаний в виде духовно-просветительской и душепопечительской работе с заключенными. Мы считаем важной задачей укрепление судебной системы. Необходимо стремиться к максимальной справедливости и законности выносимых приговоров, поскольку Господь Бог через Библию говорит: «Я, Господь, люблю правосудие…» (Ис. 61:8).

28. Отношение к преступникам.

Будучи обеспокоенными духовным состоянием преступников, Церковь не может также оставаться равнодушными к условиям содержания подследственных и осужденных в местах лишения свободы. В глазах Божьих они остаются полноценными личностями, их права и человеческое достоинство должны охраняться от незаконных посягательств с чьей бы то ни было стороны. Мы считаем недопустимыми незаконные методы ведения следствия — издевательства, избиение и пытки. Воля Божия состоит в том, «чтобы каждый отвратился…от насилия» (Ион. 3:8). Мы считаем необходимым создание для заключенных достаточно хороших условий содержания, включая качественное питание и лечение. В местах лишения свободы должны быть созданы необходимые условия для трудовой деятельности и досуга заключенных. Необходимо, чтобы исправительные учреждения соответствовали своему названию, способствовали перевоспитанию преступников, а не их озлоблению и окончательной утрате ими навыков законопослушного поведения в обществе.

29. Образование.

Мы считаем, что образование (как светское, так и духовное) должно всесторонне развиваться на благо общества, государства, церкви и каждый личности. Мы всячески поддерживаем светское образование, дающее людям знания, необходимые для жизни и деятельности. В современном обществе все большее значение приобретает высшее образование, без которого трудно представить подлинный профессионализм в большинстве областей трудовой деятельности. Мы считаем особенно важным, чтобы качественное среднее и высшее образование было общедоступным. Сироты, дети из неблагополучных и малообеспеченных семей должны иметь возможность реализовать свою тягу к знаниям. Принимая во внимание светский характер государства и необходимость уважения свободы личности, мы считаем, что религиозное образование (в любой его форме) должно осуществляться на основе добровольности. Религиозное обучение детей может осуществляться только с согласия родителей или опекунов. На наш взгляд, светское и христианское образование не противоречат, но напротив дополняют друг друга. Мы считаем полезным и желательным сотрудничество между светскими и христианскими учебными заведениями.

30. Культура.

Бог заложил в человека при его создании огромный творческий потенциал. Этим объясняется удивительный феномен человеческой культуры. Культурные достижения человечества обширны и многообразны. Мы с уважением относимся к культурному наследию народов нашей страны и всего человечества в целом. Лучшие произведения искусства способны направить мысли и чувства человека к высшим ценностям, побудить к богоискательству. Мы убеждены, что знание отечественного исторического и культурного наследия необходимо для служителей и членов Церквей, поскольку это укрепляет единство со своим народом и способствует более успешной проповеди Евангелия. Вместе с тем, несмотря на великолепные творческие возможности, присущие роду человеческому в целом и особенно ярко проявляющиеся у наиболее выдающихся личностей, нельзя обойти молчанием тот факт, что даже те, кого принято называть гениями культуры, не лишены греховности, присущей каждому человеку. В силу этого, мы не считаем, что культура сама по себе способна духовно воспитать личность. Кроме того, некоторые явления культуры, особенно, современной отражают взгляды и ценности, чуждые христианству, и даже враждебные ему, что не может не вызывать нашей обеспокоенности. В целом в вопросах, относящихся к сфере науки, образования и культуры Церковь руководствуется словами апостола Павла: «Что только истинно, что честно, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил.4:8).

31. Проблема экологии.

Мы считаем, что загрязнение окружающей среды есть прямое следствие «загрязнения» человеческого сердца. Согласно учению о грехопадении людей (Быт.3гл.), первопричина экологического кризиса не во вредных выбросах, не в плохих технологиях и даже не в неправильном поведении, а в том, что внутренний мир человека осквернен в результате разрыва с Богом. Так как человек является ответственным за Землю, то планета со всеми ее обитателями вслед за человеком невольно также оказалась под проклятием. С этого, собственно, и начался экологический кризис. И вот сегодня сборы урожая снижают плодородие почвы, а избыток удобрений загрязняет водоемы. Нерациональное природопользование ведет к истощению природных ресурсов, промышленность и автотранспорт загрязняют окружающую среду и т.п. Церкви не осуждают природопользование, а только призывают сделать его как можно более щадящим. Так, охота с целью пропитания в отдельных регионах вполне приемлема, в то время как охота ради развлечения есть грех. Регламентирование природопользования присутствует и в Ветхом Завете. Его заповеди, по сути, говорят об одном: «Пользуйся, но не разоряй!» В вопросах природопользования необходимы умеренность потребностей и разумная бережливость. «Собирайте каждый по столько, сколько ему съесть», — предупреждал Бог, давая манну евреям (Исх.16:16). Насытив несколькими хлебами тысячи людей, Спаситель сказал ученикам: «Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало» (Ин.6:12). Не впадая в накопительство, следует стараться сберечь и использовать для дела Божьего все Его дары.